ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
«Русские люди» на сцене МХАТ, 1943
Сцена из спектакля по пьесе К. Симонова «Русские люди» в постановке Московского Художествеенного академического театра. 1943 г.

О пьесе К. Симонова «Русские люди» (Очерк истории русской советской литературы. Часть 2. Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1955)

Тема советского патриотизма, массового героизма определяет идейный пафос пьесы К. Симонова «Русские люди» (1942).
Сюжет пьесы заключается в героическом поединке маленькой группы русских людей с численно превосходящим, коварным и жестоким врагом. Автор показывает борьбу одной из частей Советской Армии, попавшей в окружение и в тяжелейших условиях выполнившей свой долг.
Центральное место в пьесе занимает образ офицера-коммуниста Сафонова. Он молод и горячо любит жизнь. Чистое и сильное чувство, которое пробуждает в его душе Валя, обостряет эту радость бытия. Но жизнь и любовь возможны для него только на свободной и счастливой земле, взрастившей его. «Родина требует» — это высший закон для советского человека. И если Родина в час смертельной угрозы потребует борьбы, жертв, подвига,— он пойдет на них без колебаний. Это — не акт самоотречения, а выражение его лучших нравственных качеств, воспитанных в нем партией, Советской властью. Вот откуда такая непреклонность и мужество у Сафонова, мягкого по натуре, душевного и мечтательного человека. Сам ежеминутно подвергаясь опасности, он с увереностыо в своем моральном праве посылает лучшего друга Глобу и любимую девушку Валю на труднейшее боевое задание, которое может им стоить жизни. А они — Глоба и Валя — видят в этом высшее доказательство доверия, дружбы, любви.
«Играя капитана Сафонова на сцене МХАТ,— вспоминал артист Б. Г. Добронравов,— я чувствовал, как из темноты зрительного зала, переполненного солдатами, офицерами нашей непобедимой Советской Армии, тянутся к сцене теплые лучи любви и дружбы. Я чувствовал, что зрителям, так же как и мне, близок и дорог этот волевой, непреклонный советский командир, смысл существования которого заключается в словах: "Стоять насмерть"» («Литературная газета», 1948, 16 октября ).
В облике Вали, девушки-шофера, ставшей отважной разведчицей, много общего с такими юными героинями, как Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, отдавшими свои жизни за любимую Родину. Мужественно ведет себя Валя в фашистском застенке. Измученная физически и нравственно, девушка гордо и бесстрашно смотрит в глаза врагу. «Ты, голуба, имей в виду, сейчас расстреливать придут. Это уж непременно»,— предупреждает ее Глоба. «Пускай,— отвечает она.— Мне уж теперь все равно... Но наши, наши ведь войдут?» Мысль о личной судьбе заслоняется для Вали сознанием близящейся победы и расплаты с врагом. Любовь к Сафонову не ослабляет ее воли к борьбе; эта любовь укрепляет ее силы, помогает раскрыться лучшим сторонам ее натуры.
Несгибаемую твердость проявляет разведчик, военный фельдшер Глоба, весельчак и жизнелюб, скрывающий под внешней грубоватостью нежное и горячее сердце. Одной из самых драматичных сцен пьесы является та, в которой Сафонов посылает Глобу во вражеский штаб. От удачного выполнения этого задания зависит «большая судьба... многих людей» — успех задуманной Сафоновым боевой операции, выход из окружения, освобождение города. Глоба знает, что ему не вернуться, но без колебаний принимает приказание командира. Сердечно попрощавшись с товарищами, он уходит, запевая старую солдатскую песню, и эта песня как бы венчает его подвиг, величавый в своей простоте. «Ты слыхал или нет, писатель? Ты слыхал или нет, как русские люди на смерть уходят?» — восклицает, обращаясь к политруку, Сафонов, и в его словах ликующе звучит гордость за родной народ.
Участник четырех войн, шестидесятилетний майор Васин — живое олицетворение лучших патриотических традиций старой русской армии. В бою с врагами он гибнет «смертью храбрых, сделав все, что мог, и даже больше, чем мог».
Как патриоты и герои показаны в пьесе и мирные советские граждане, оказавшиеся на территории, временно оккупированной гитлеровцами. Смело идет на подвиг, бросая в лицо врагу свое проклятие, Mapфа Петровна Сафонова; Мария Николаевна Харитонова убивает одного из фашистских извергов — она мстит за поруганное чувство многих тысяч советских матерей, не задумываясь о собственной жизни, которой должна будет расплатиться за этот патриотический подвиг.
Так из поступков отдельных людей, из их душевных порывов и подвигов создается в пьесе образ коллективного героя, образ русских, советских людей — благородных, скромных и бесстрашных патриотов.
Художественное своеобразие пьесы — в сочетании героического и лирического. В сценическое повествование, полное суровой правды и драматизма, Симонов внес мягкую, задушевную тональность. Внимание драматурга сосредоточено на внутренней жизни героев, на том, что подчас внешне неприметно, но что на самом деле определяет их характеры и поступки. Лирическое начало пьесы проявлялось и в атмосфере большой человеческой дружбы, объединяющей ее героев, и в тонком «подтексте» невысказанной любви Сафонова и Вали.
Характерной чертой «Русских людей», связывающей эту пьесу с военной прозой Симонова, является показ героики через будни фронтового быта, через конкретные детали повседневной жизни воинов Советской Армии, отражающие всю трудность борьбы и стойкость, которой она требует.
Нравственный облик, склад характера своих героев Симонов умело воссоздает средствами речевой характеристики. Речь Сафонова и его матери, Вали и Глобы лишена какой бы то ни было аффектации, напыщенности. Но за этой, почти суровой простотой драматург дает ощутить большую внутреннюю взволнованность, высокий душевный подъем.
Герои пьесы К. Симонова служили вдохновляющим примером для воинов Советской Армии. Группа командиров и бойцов-фронтовиков писала: «Невольно мы, читатели, ищем себя среди героев пьесы, задумываемся: так ли мы стойки в борьбе, как Сафонов, смелы и отважны, как Валя, готовы ли умереть за Родину, как Глоба и Васин... Как и герои пьесы, мы любим жизнь. Но жить хотим, как Сафонов, жить и бороться до тех пор, пока не увидим мертвым последнего гитлеровца» («Литература и искусство». 1942, 24 октября. ).



Артист МХАТ Б.Г. Добронравов в роли капитана Сафонова в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.

Артист МХАТ Б.Г. Добронравов в роли капитана Сафонова в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.
Артистка МХАТ М.В. Тихомирова в роли Марфы Петровны Сафоновой в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.

Артистка МХАТ М.В. Тихомирова в роли Марфы Петровны Сафоновой в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.
Артист МХАТ В.А. Орлов в роли майора Васина в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.

Артист МХАТ В.А. Орлов в роли майора Васина в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.
Артистка МХАТ К.Н. Еланская в роли Марии Николаевны Харитоновой в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.

Артистка МХАТ К.Н. Еланская в роли Марии Николаевны Харитоновой в спектакле по пьесе К. Симонова «Русские люди». 1943 г.


Информация добавлена: izo RGBI



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Сайт «Солдаты Победы» —
лауреат конкурса
«Слава РОССИИ» 2014 г.
Проект «Формирование и продвижение идеологии евразийской интеграции на основе традиционных ценностей, эстафеты поколений и сохранения памяти Победы»

РВИО

РВИО Москва

Книга «История, рассказанная народом»

"Почта ПОБЕДЫ"

Письма Бессмертного полка

Торговый дом "БИБЛИО-ГЛОБУС"

Книга Победы

"Народный Покров Победы"

Помним, чтим, храним

"Искусство - фронту"

Они сражались за Родину!